АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОКУС-ГРУППОВЫХ ДИСКУССИЙ В Г. МОСКВЕ

ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

Резюме

В целом опрошенные всех возрастов считают, что ситуация в Москве за последние годы скорее улучшилась. В первую очередь респонденты указывают на развитие транспортной инфраструктуры, благоустройства улиц и парков. Тем не менее, участники исследования упоминают ряд проблем города: застройку новыми многоэтажными домами, пробки, нехватку парковок, состояние здравоохранения, все большее число мигрантов.

Изменения в ЗАО респонденты оценивают скорее положительно. Тем не менее, отмечается и довольно много проблем, характерных именно для ЗАО: постоянный ремонт улиц, экология, реновация. Респонденты отмечают, что в местных СМИ редко освещаются серьезные проблемы.

Заметная часть респондентов знают местные инициативные группы, принимали участие в их работе, а некоторые – даже организовывали такие группы самостоятельно. Обычно местный активизм касается проблем застройки, ЖКХ, экологии и исторического наследия.

Работу мэрии Москвы респонденты оценивают неоднозначно. С одной стороны, во всех возрастных группах опрошенные отмечают достижения городских властей в области транспортной инфраструктуры, пенсий и пособий, строительства социальных и жилищных объектов. Однако упоминается и много неудач мэрии: пробки, трудности с получением пособий, неудачное дорожное строительство, чрезмерное строительство в городе, а также кампания по укладке плитки.

Отношение к депутатам Мосгордумы среди опрошенных неоднозначное. Респонденты плохо представляют, чем занимаются депутаты, обвиняют их в стремлении к самопиару без реальной работы. Тем не менее, часть опрошенных отмечает, что в МГД есть и хорошие депутаты, работающие на благо города. К ним относят И. Святенко, Е. Шувалову, Е. Янчук и Т. Батышеву.

Большинство опрошенных затрудняются как-либо охарактеризовать работу властей ЗАО. Многие утверждают, что ничего о ней не знают. Только некоторые респонденты 18-30 лет контактировали с префектурой по проблемам – отзывы об эффективности обращений смешанные.

Не могут большинство респондентов и оценить работу муниципальных депутатов. Обычно они ничего не знают о ней, не могут назвать никого из мундепов. Есть запрос на большую открытость депутатов и внимание к пожеланиям граждан.

Подавляющее большинство респондентов ходят на выборы. Основных мотивации у них три: гражданский долг, стремление изменить жизнь к лучшему и стремление избежать использования своего голоса для фальсификаций.

Подавляющее большинство опрошенных собирается принять участие в муниципальных выборах. Итоги прошлых выборов вызывают смешанные чувства у респондентов. У многих есть ощущение, что ничего в районе не изменилось, а новые депутаты их разочаровали. Отношение к итогам выборов в Госдуму у респондентов негативное или противоречивое.

У опрошенных неоднозначное отношение к «Единой России»: относительно равнодушное в группе 18-30 лет, весьма негативное в группе 31-50 лет и довольно позитивное среди пожилых респондентов. Неоднозначно воспринимается и КПРФ, причем во всех возрастных группах. Довольно многие из респондентов позитивно относятся к ЛДПР, однако большая часть этих симпатий связаны с личностью В. Жириновского. О «Справедливой России – За правду» опрошенные высказываются скептически. К «Новым людям» отношение у большинства респондентов пока что нейтральное. Из непарламентских партий респонденты чаще всего упоминают «Яблоко», к нему отношение весьма противоречиво.

У респондентов весьма неоднозначное отношение к независимым кандидатам. По их мнению, такие кандидаты могут быть замаскированными единороссами или выражать чьи-то частные интересы. В целом предпочтение отдается партийным кандидатам. При этом среди респондентов нет четких предпочтений по поводу провластных и оппозиционных партий.

Некоторые респонденты в прошлом участвовали в акциях протеста, однако сейчас выходить на протесты большинство опрошенных не готовы, поскольку опасаются жестких действий полиции, штрафов и заключения. Исключением являются некоторые локальные протесты – например, экологические или по проблемам застройки.

Чаще всего опрошенные называют два наиболее важных для мундепа личных качества: умение понимать и слышать жителей района и стремление изменить их жизнь к лучшему, «горение» своей работой. Профессиональные качества респонденты называли значительно реже. Идеальный депутат для большинства опрошенных – местный житель с высшим образованием, русский или хотя бы россиянин по рождению, 30-50 лет. Семейное положение и пол остаются дискуссионными вопросами. Респонденты считают, что депутат должен поддерживать партнерские отношения с мэрией, обладать поддержкой, иначе он просто не получит финансирования для своих проектов.

Молодые респонденты увязывают патриотизм как с понятиями родной земли, народа, языка, так и с государством. Опрошенные среднего и старшего возраста обычно понимают патриотизм в культурном и гражданском ключе. Респонденты практически единогласно считают, что патриот может критиковать власть. Однако по вопросу о том, может ли патриот призывать к миру в ходе СВО, мнения различаются.

Респонденты чаще всего склонны считать, что СВО затянется на долгое время, вплоть до 4-5 лет. Практически все респонденты видят негативные экономические и социальные последствия СВО. Ожидается, что в дальнейшем ситуация еще более ухудшится. Респонденты очень неоднозначно воспринимают ход СВО. Респонденты не уверены, что цели СВО выполняются, зачастую указывают на неясность этих целей. В итоговый успех СВО респонденты верят тем чаще, чем они старше.

Опрошенные относят к лидерам общественного мнения в округе И. Яшина, директора школы №1373, местных активистов, старших по подъезду и глав управ.

Большинство опрошенных узнают новости района из социальных сетей и мессенджеров. Наиболее популярны Facebook, Instagram, Telegram и «ВКонтакте». Уровень доверия к соцсетям и мессенджерам можно оценить как средний. Из местных газет информацию о жизни района и округа получают лишь немногие из опрошенных.

В целом респонденты выступают за сочетание живого и онлайн-общения: опрошенные хотели бы из медиа получить информацию о том, кем является кандидат, а затем встретиться с ним вживую. На месте кандидата опрошенные предпочли бы сочетать онлайн- и оффлайн-агитацию. По мысли респондентов, это должно помочь охватить избирателей разного возраста.








Made on
Tilda