5. Идеальный образ муниципального депутата
В глазах респондентов идеальный муниципальный депутат должен разбираться в юриспруденции, быть активным и инициативным гражданином.
«Юридически подкован, инициативен, активен, обладает ораторским искусством». (Женщина, 49 лет)
«Не должен быть ленивым». (Мужчина, 56 лет)
Насчет семейного положения мнения респондентов разошлись. С одной стороны важно, чтобы у кандидата была семья и дети, с другой стороны семейное положение имеет второстепенное значение.
«Женат был и с детьми». (Женщина, 62 года)
«Семейное положение имеет второстепенное значение». (Женщина, 49 лет)
Национальность имеет значение для респондентов. Для них важно, чтобы кандидат был русским или славянином – у таких кандидатов больше шансов на выборах.
«Чтоб русский был». (Женщина, 38 лет)
«Согласен, к славянам больше доверия в нашей стране». (Мужчина, 19 лет)
Респонденты практически единогласно решили, что депутат должен быть мужчиной среднего возраста (до 50 лет). Женщина, по мнению респондентов, будет менее эффективным депутатом.
«Мужчина, мне кажется. Женщину будут отвлекать какие-то другие факторы». (Женщина, 49 лет)
«Возраст средний, не пожилой, 35–40 лет». (Женщина, 49 лет)
«До 50 лет». (Женщина, 56 лет)
Приоритетным для кандидата должно быть решение различных проблем муниципалитета, начиная с экологических и заканчивая социальными. Важно обеспечить жителям муниципалитета комфортную жизнь.
«Проблемы района должны быть на первом месте. Начинать надо с экологических, проблем ЖКХ, развития инфраструктуры. Должна быть социальная направленность». (Женщина, 49 лет)
«Чтоб мы жили здесь и сейчас. Комфортная жизнь». (Мужчина, 56 лет)
Поддержка мэрии, по мнению респондентов, будет очень полезна для кандидата в муниципальные депутаты. Мэрия должна поддерживать всех кандидатов независимо от их политических взглядов. Некоторым респондентам в принципе неважно, откуда будет исходить поддержка – результат куда важнее.
«Это было бы хорошо, если в мэрии будет поддержка». (Мужчина, 56 лет)
«Мэрия должна поддерживать всех, включая оппозиционных. Политические взгляды здесь не должны играть превалирующую роль». (Женщина, 56 лет)
«В целом мне все равно кем будет поддерживаться депутат. Если финансирование будет от оппозиции, то мне все равно кто мне построит
ту же поликлинику. Главное – результат». (Женщина, 49 лет)
С другой стороны, среди респондентов есть мнение о том, что городское хозяйство и проблемы района должны быть приоритетным для муниципального депутата. Депутаты должны быть в стороне от политики или же вовсе быть аполитичными.
«Муниципальные депутаты должны быть от политики в стороне». (Женщина, 56 лет)
«Должны быть вне политики, заниматься хозяйственными вещами». (Женщина, 49 лет)
Муниципальный депутат, по мнению респондентов, не должен быть коррупционером и пользоваться своим статусом для решения личных проблем. Отмечается, что депутат не должен быть равнодушным и пассивным.
«Не должен решать свои проблемы за счет своего места». (Женщина, 56 лет)
«Ну, он должен быть сам заинтересован в том, чтоб сделать что-то лучше. У кого родственники или он сам живет в районе. Не должен быть равнодушным». (Мужчина, 40 лет)
Патриотизм много значит для респондентов. Патриот должен не только высказываться о любви к своей родине, но и показывать это своими действиями. В частности, ни при каких условиях не покидать свою родину, честно работать и не воровать. Патриоту, по мнению респондентов, не следует сравнивать свою страну с другими.
«Патриотизм – это не голые слова, сходить на парад помахать флажком. А например, ты помогаешь солдатам, собираешь им сухие пайки. Выкладываешься в какое-то дело, которое поможет в данной ситуации твоей родине выстоять в сложной ситуации. Ты патриот, даже если ты честно работаешь на своем рабочем месте. Выкладываешься полностью, за небольшую зарплату, платишь налоги, ничего не воруешь». (Женщина, 49 лет)
«Человек, который при любой ситуации не покидает свою родину». (Мужчина, 36 лет)
«Он не должен говорить, что где-то лучше. Например, живя здесь, говорить, что в Америке лучше». (Женщина, 23 года)
Патриотами России респонденты считают великих деятелей искусства, литературы и инженерии.
«Те же русские писатели Бунин и т. д.». (Мужчина, 56 лет)
«Зворыкин». (Женщина, 62 года)
«Левитан». (Женщина, 38 лет)
Патриотом на данный момент, по мнению респондентов, можно назвать Алексея Навального, потому что он несмотря ни на что вернулся на родину. Отмечается, что патриот должен развивать свою страну и пытаться продвигать российский бренд за рубежом.
«Тот же Навальный, взял и вернулся». (Женщина, 62 года)
«Личности так не смогу назвать, но те, кто сейчас рожаются, те уже патриоты. Те, кто пытаются сейчас что-то сделать свое и российский бренд продвинуть. Тот, кто развивает страну. Не на словах, а на деле». (Женщина, 49 лет)
Патриот может как соглашаться с властями, так и не соглашаться. Для патриота нормально иметь альтернативную позицию по политическим вопросам. Респонденты разделяют любовь к родине и любовь к власти или государству.
«Он же живой человек, может иметь альтернативное мнение». (Мужчина, 56 лет)
«Конечно, он может иметь свое личное мнение. Любить родину одно, а власть совсем другое». (Мужчина, 62 года)
В целом респонденты согласны с тем, что патриот может призывать к миру, однако, некоторые участники дискуссии засомневались во время ответа на вопрос.
«Мне сложно ответить на этот вопрос». (Женщина, 49 лет)
«Конечно, может». (Мужчина, 36 лет)
«К миру может призывать и патриот». (Женщина, 56 лет)
По мнению респондентов, кандидат должен держаться в стороне большой политики и воздерживаться от высказывания собственной политической позиции. Соответственно, муниципальному депутату необязательно оглашать свою позицию по вопросу Украины. Приоритетом муниципального депутата должна быть хозяйственная часть.
«Он, конечно, может высказать свою позицию, но мы решили, что муниципальный депутат все-таки ответственен за хозяйственную часть, поэтому не надо». (Женщина, 56 лет)
«Он может иметь какую-то свою позицию, но лучше, чтоб держал ее при себе». (Мужчина, 36 лет)
«Мне кажется, что эту тему (Украины) лучше не затрагивать муниципальным депутатам». (Женщина, 23 года)
Респонденты дают разные оценки длительности специальной военной операции. Разброс от нескольких месяцев до 10 лет. Отмечается, что поскольку неизвестны цели спецоперации, сложно предугадать, как долго она продлиться.
«Где-то до сентября». (Мужчина, 19 лет)
«Лет 10». (Женщина, 62 года)
«Возможно, если бы мы знали конечные цели спецоперации, мы могли бы сказать более точно». (Женщина, 56 лет)
Большинство респондентов уже ощутило влияние спецоперации на свою жизнь. В частности, люди, трудоустроенные в логистической сфере, имеют проблемы с грузоперевозками. Кроме того, заметно повышение цен и ограничение возможности путешествий в страны Европы. Некоторые респонденты старшего возраста опасаются возрастания криминальной активности.
«Цены выросли». (Женщина, 23 года)
«Конечно, ни в Италию, ни в Испанию выехать не можем. А самое страшное, что сейчас будет воровство машин на детали». (Женщина, 62 года)
«Я работаю в логистической сфере, связанной с грузоперевозками, работа сократилась в связи со спецоперацией, так как некоторые страны запретили перевоз из Евросоюза некоторых товаров. С этим тоже тяжело, но опять-таки мы находим решения, например через Турцию». (Женщина, 23 года)
Респондентам трудно однозначно оценить успешность специальной военной операции. Ход операции мог бы быть успешней, если бы у армии было бы более совершенное вооружение. Однако все респонденты верят в успешное завершение спецоперации, несмотря на ее затяжной характер.
«Очень сильно помогает запад Украине, поставляет оружие, с которым мы справиться не можем». (Женщина, 62 года)
«Я думаю, она была бы успешней, если было бы достаточное обеспечение нашей армии. Какими-то современными видами оружия, теми же самыми танки армада, почему-то их очень мало». (Женщина, 49 лет)
«К сожалению, я этого не знаю. Так как все это тянется-тянется и стоит очень много денег. Но можно сделать соответствующие выводы». (Мужчина, 56 лет)
6. Лидеры общественного мнения
Респонденты пригласили бы поучаствовать в круглом столе многих известных личностей, в частности депутатов Илью Яшина и Максима Круглова. Жителям районов также было бы интересно выслушать мэра Москвы. За столом должны обязательно присутствовать активисты района и члены инициативных групп, так как их мнение насчет проблем муниципалитета является авторитетным.
«Депутат Яшин». (Мужчина, 62 года)
«Круглов, но он уже там». (Женщина, 49 лет)
«Позднякова можно позвать». (Женщина, 49 лет)
«Сергея Собянина, Ракова». (Женщина, 56 лет)
«Да, активистов района». (Женщина, 56 лет)
«Я считаю, что прислушиваются». (Женщина, 49 лет)
Респонденты выделили две основные причины, почему мэрия/управа/префектура не занимается решением проблем, которые поднимаются инициативными группами. Среди них конфликт бизнеса и отсутствие мотивации.
«Конфликт бизнеса». (Женщина, 49 лет)
«Мотивация у них другая». (Мужчина, 56 лет)
7. Источники информации
Респонденты черпают информацию из самых разных источников. Среди них печатная пресса, домовые и районные чаты, группы в социальных сетях и сарафанное радио. Не ко всем газетам есть доверие, например, Звёздный бульвар, пользуется меньшим доверием по сравнению с газетой Останкинские ведомости.
«Газеты, например, Звездный бульвар». (Женщина, 56 лет)
«У нас есть чат. Чат домовой, чат района Останкино». (Женщина, 49 лет)
«В интернете в группе в соцсетях». (Мужчина, 38 лет)
«Сарафанное радио». (Мужчина, 56 лет)
«А вот газетам меньше. Звездный бульвар не так, Останкинские ведомости более честная газета». (Женщина, 49 лет)
Среди социальных сетей чаще всего респонденты читают каналы в Телеграмме, группы в ВКонтакте и группы в Фейсбуке до его блокировки.
«Телеграмм каналы». (Женщина, 49 лет)
«ВКонтакте». (Женщина, 39 лет)
«Была в Фейсбук». (Женщина, 56 лет)
Большинство респондентов охотно доверяет социальным сетям. На это влияет наличие фотографий и быстрое распространение информации. Отмечается, что много полезной информации черпается из районных и домовых чатов, особенно когда в них есть известные активисты.
«Да, там с фотографиями». (Женщина, 49 лет)
«В этом и специфика нынешней ситуации, что мгновенно распространяется информация». (Женщина, 56 лет)
«Я узнаю информацию в основном из чатов, у меня соседи активисты». (Женщина, 23 года)
Респондентам было бы удобно получать информацию о кандидате из разных ресурсов. Наиболее удобный формат для них – это личное общение с кандидатом, потому что в ходе него можно задавать интересующие вопросы. Отношение к буклетам противоречивое: некоторые респонденты считают их информативными, другие же наоборот считают, что буклеты неэкологичны и содержат мало полезной информации.
«Живое общение, конечно, не заменить, потому что можно по ходу дела задать вопросы». (Мужчина, 56 лет)
«Конечно, лучше живое общение и контакт». (Мужчина, 40 лет)
«Да, это важно. А вот буклетики, я бы от них воздержалась. Совершенно ненужная вещь, портит экологию». (Женщина, 56 лет)
«Но в буклетах тоже написана личная информация, тоже имеет место быть». (Женщина, 62 года)
Респонденты предложили разные варианты размещения информации. Некоторые разместили бы информацию в интернете, сделав красивый сайт. Меньшая часть разместила бы баннеры в подъездах и домах. Но большинство респондентов полагают, что информацию о себе необходимо размещать на всех доступных и законных местах: можно использовать как агитацию в Интернете, так и печатные материалы: листовки, газеты и баннеры.
«В интернете». (Женщина, 38 лет)
«У нас есть информационные стенды в каждом подъезде, около подъезда, меж домов». (Мужчина, 56 лет)
«Я бы ходила по квартирам». (Женщина, 62 года)